Молодежные инициативы в области охраны окружающей среды как начать свой первый экологический проект.

Категория: Блог платформа
Опубликовано 23.11.2014 16:59
Автор: Leadership
Просмотров: 3422

Молодежные инициативы в области охраны окружающей среды:

как начать свой первый экологический проект.

Экологическая деятельность сегодня привлекает все больше и больше молодых людей. Здесь несколько моментов: с одной стороны про экологию начинают говорить все чаще, с другой стороны усугубление экологических проблем с каждым годом уже просто не дает возможности оставаться в стороне. С чего же начать? Может ли молодой человек, не будучи специалистом, заниматься экологией? Решение каких экологических вопросов может взять на себя молодежь? Обо всем этом мы поговорим в данной статье.

ШАГ первый: Самоопределение.

Для начала, чтобы заниматься экологическими вопросами, нужно проявить к ним интерес и внимание. Это происходит у всех по разному: кто-то хочет решить возникшую проблему около своего дома, кто-то узнает шокирующие факты из средств массовой информации, кого-то заинтересовала работа исследователей, а кто-то просто хочет присоединиться к неравнодушной группе. Некоторые думают, что для того, чтобы заниматься экологической деятельностью необходимо особое образование. Отчасти это правда, но не совсем так. Дело в том, что экологическая деятельность на сегодняшний день имеет большой спектр деятельности: от научно-исследовательской, до общественно-полезной. Если мы будем рассматривать человека, как представителя вида, то все его методы и воздействия на окружающую его среду будут условно считаться экологическими. Поэтому, сегодня, когда вопрос выживания человеческой цивилизации стал интересовать ученых и общественных деятелей, экология стала пронизывать большинство общественных дисциплин и направлений хозяйственной деятельности: экономика, социология, политика, сельское хозяйство, энергетика, психология и др.

Поэтому, если вы решили заниматься экологической деятельностью, то не обязательно вам иметь экологическое образование, однако вы должны разбираться в том вопросе, которому вы хотите уделить свое внимание. И здесь в помощь придут книги, публикации в Интернете, обучающие видео и помощь экспертов. Постарайтесь использовать несколько источников информации, чтобы более объективно рассмотреть суть вопроса.

ШАГ второй: Определяем деятельность

Для реализации экологических проектов необходимо определить сферу деятельности и направления, по которым вы собираетесь работать. Необходимо четко определиться, что произойдет в обществе и в окружающей среде благодаря вашим действиям: изменится отношение людей, усилится внимание властей к проблеме, будут сделаны предварительные шаги по решению проблемы или же проблема разрешится, благодаря вашим действиям. Именно на этом этапе вы выбираете те действия, которые вам помогут воздействовать на проблему. Различают условно четыре направления, по которым можно вести экологическую деятельность:

Мероприятия действия направлены на не­посредственные изменения в окружающей среде, например, посадка деревьев, очистка территорий, восстановление численности редких видов и т.п., либо изготовление определенных экологических технологий и установок, которые помогут снизить разрушение окружающей среды (солнечные установки, специальные контейнера, ограждения и др.);

Мероприятия воздействия направлены на изменение отношений в обществе, поведение людей, влияние на принятие значимых решений. Спектр воздействия очень широк: лоббирование законодательства, судебные разбирательства, петиции, информационные кампании и т.п. Мероприятия воз­действия, как правило, имеют неповторимый характер, конк­ретные цели и актуальны в определенное время.

Образовательные мероприятия имеют специфичес­кий характер. Они также направлены на изменение поведения людей, но требуют длительности и регулярности воздействия. Это могут быть серии тренингов в школе, семинары в сообществе, выпуск публикаций, монтаж экологических видеоуроков, серии экологических передач на местном телевидении или радио и т.д.

Исследовательские мероприятия направлены на изучения ситуации. Это могут быть биологические исследования (исследование популяции вида, подсчет его количества), экологические исследования (изучение организмов и среды их обитания, изучение качества окружающей среды) и социологические исследования (опросы местных жителей, анализ прессы, изучение )

Экологический проект может сочетать в себе несколько типов действий. Все зависит от того, какие ценности вы продвигаете в своем проекте и чего вы хотите достичь после реализации проекта. Поэтому крайне важно на данном этапе определиться с результатами, которые вы хотите достигнуть и как вы будете определять, достигнут результат или нет. Показателями для результата должны служить определенные и измеримые показатели: количество людей посетивших акцию, количество высаженных саженцев, площадь очищенной территории, количество учащихся прошедших образовательные мероприятия, количество респондентов задействованных в исследовании и т.д.

Также необходимо определиться со сроками реализации проекта. Различают условно три типа проектов по срокам из реализации: краткосрочные (3-6 месяцев), среднесрочные (от 1 года до 2-х лет), долгосрочные (от 2-х лет и более).  Ниже приведены примеры мероприятий:

Мероприятия действия

Мероприятия воздействия

Образовательные мероприятия

Исследовательские мероприятия

- посадка деревьев

- уход за саженцами

- очистка дна водоема

- установка урн

- очистка территории

- строительство компостера для листьев

- внедрение инноваций в поливе

- утепление здания

- акция по защите  животных или растений

- информационные листовки для жителей

- выступление в СМИ

- уличные театральные постановки

- акции-марши для продвижения законопроектов

- публичные выступления

- экологические тренинги в школах

- мастер-классы для детей и взрослых

- семинары

- классные часы

- выпуск образовательных плакатов, пособий и руководств

- оформление кабинета

- исследование ареала распространения вида

- социальные исследования

- исследование проблемы и последствий

- исследование готовности общества к решению той или иной проблемы

 

ШАГ третий: Собираем сторонников

Важно понимать, что успех реализации проекта полностью зависит от людей, которые будут в него вовлечены. Поэтому к подбору человеческих ресурсов проекта следует отнестись крайне внимательно.

На данном шаге предлагается посмотреть на человеческие ресурсы шире, чем просто к подбору команды реализации проекта. Люди проекта – это и целевая группа, и представители донорского сообщества и чиновники и ваше ближнее окружение. Но, начнем по порядку и попытаемся классифицировать человеческие ресурсы проекта, чтобы было легче в них ориентироваться.

Ближнее окружение: В эту категорию входят люди, которые непосредственно будут с вами реализовывать проект и которым вы полностью доверяете. Эти люди могут быть закреплены и прописаны в проекте(закреплена определенная ставка и прописаны обязанности и время работы), но и также неформально участвовать в проекте (помогать с реализацией мероприятий, поддерживать вас и давать рекомендации по реализации тех или иных действий в рамках проекта). От этих людей в первую очередь будет зависеть реализация проекта, его устойчивость, а также ваш личностный рост как руководителя.

Деловое окружение: В эту категорию входят люди, которые могут оказать свою профессиональную поддержку проекту. Их также можно подразделить на следующие категории:

Экспертное окружение: В эту категорию входят специалисты, которые смогут помочь вам в реализации вашего проекта и вы можете использовать их советы и заключения для улучшения вашей проектной идеи. Данное окружение вы также можете задействовать в проект, что усилит статус вашего проекта, а также позволит на постоянной основе использовать заключения и рекомендации эксперта вашего проекта. Однако не стоит пренебрегать и разовой помощью экспертов на безвозмездной основе. Как правило, специалисты готовы оказывать помощь молодым энтузиастам. Поэтому, предварительно согласуйте свой визит и посетите эксперта, который при личной беседе даст вам полезные советы, которые значительно усилят ваш проект.

Ресурсное окружение: В этой категории находятся люди, которые могут оказать материально-техническую поддержку реализации проекта (транспорт, расходные материалы, связь и др.). Важно заинтересовать компании и людей из этой категории о важности реализации вашего проекта, а также показать взаимную выгоду от реализации ваших мероприятий. Например, компанию, производящую продукты питания можно попросить безвозмездно передать свою продукцию для участников акции, а вы взамен ставите логотип данной компании на материалах акции, что становится дополнительной рекламой для компании. Или же обратиться к мобильному оператору помочь вам с расходами на связь, а представители вашего проекта помогут кампании в реализации природоохранных инициатив или обеспечат дополнительную рекламу, что позволит привлечь дополнительных абонентов. Важно при работе с этой категорией не стать объектом манипуляции и не пропогандировать корыстные цели компании. Для того, чтобы лучше ориентироваться в данном вопросе, прочитайте материалы по корпоративной социальной ответственности.

Политическое окружение: В эту категорию входят лица и специалисты, от решения которых зависит как реализация вашего проекта, так и решение проблемы над которой вы работаете. Это могут быть представители министерств и высших ведомств, и представители местного самоуправления и местных исполнительных органов (местные кенеши, мэрия, зеленстрой, тазалык). Диалог с представителями данной категории крайне важен. Во-первых, вы получите политическую поддержку, что позволит более системно и без препятствий реализовать ваш проект на той или иной территории. Во-вторых, при положительном исходе событий и продуктивной работе с местными органами власти, вы сможете встроить свой проект в систему местного самоуправления, что сделает мероприятия вашего проекта устойчивыми. А также у данной категории окружения можно получить административную поддержку для реализации мероприятий проекта. Это может быть бесплатная аренда актового зала в муниципальном учреждении для проведения мероприятия, обеспечение безопасности мероприятия (сопровождение ГАИ для проведения велопробега или автобусов для участников, службы безопасности на массовых мероприятиях и т.д.)

Команда проекта: Это все те люди, которые будут формально закреплены в реализацию проекта. Для них должен быть составлен определенный график работы, закреплены обязанности и определена система мотивации (статус, поощрение дипломом и грамотами, взаимодействие с определенной группой лиц, заработная плата и др. )

Только после того, как вы пропишите человеческие ресурсы проекта, вы можете преступать к разработке детального плана проекта.

ШАГ четвертый: Разрабатываем план

Для реализации проекта необходимо проработать детальный план его реализации. Лучше всего начать его планирование с конца. То есть необходимо определить, каким будет ваше итоговое действие, затем необходимо определить, что необходимо сделать для получения этого итогового действия и т.д. В результате вы получите пункты в обратном порядке, в последующем которые необходимо привести в должный вид.

Когда вы получите список необходимых мероприятий, то их лучше всего записать в таблицу-план. Ниже приводится пример такой таблицы:

Деятельность

Семестр 1 (мес)

Ресурсы

Ответственный

1

2

3

4

5

6

Мероприятия

               

Приобретение

               

Подготовка мероприятия 1 (название)

               

Проведение мероприятия 1 (название)

               

Подготовка  мероприятия 2 (название)

               

И т.д.

               

Вы можете дополнять поля таблицы исходя из своих предпочтений и особенностей своего проекта.

 

ШАГ пятый: готовим проектную заявку

Если в результате работы с социальным окружением проекта не удается покрыть все расходы, связанные с реализацией проекта, то можно обратиться в определенный фонд или к донору, который поможет найти средства для покрытия всех расходов. Для поиска данного источника финансирования необходимо просмотреть текущие конкурсы, которые проводятся фондами в Кыргызстане (www.donors.kg, www.soros.kg, www.worldbank.org, www.usaid.gov/kyrgyz-republic) а также вы можете обратиться за помощью в другие общественные организации, которые осуществляют свою деятельность на территории вашего сообщества. Получив информацию о конкурсе, запросите форму заявки и бюджет, которые стоит  заполнить в соответствии с прилагаемыми инструкциями.

Также, можно подготовить паспорт проекта и передать его нескольким организациям для поиска поддержки.

Структура паспорта проекта:

Паспорт проекта пишется на одной, максимум двух страницах, чтобы заинтересованная организация могла дать вам наиболее скорый ответ. Обычно паспорт проекта подается в отдел по связи с общественностью, либо в PRотдел.

ШАГ шестой: Реализуем проект.

На этом этапе представители команды на первом этапе самостоятельно выполняют основной объем работ по проекту, включая картирование местности, оценку экологической обстановки (сбор и обработку данных), передачу промежуточных результатов, подготовку информационного листка и т.д.. Данный этап включает проведение консультаций и встреч, в ходе которых участники делятся опытом, рассказывают о том, что им удалось узнать, обсуждают нерешенные проблемы, планируют дальнейшие действия.

Затем на основе собранных данных и заключений составляется экологическая карта района исследований, проводится обобщение собранной информации с тем, чтобы передать результаты в прессу, в местную администрацию,  или, если такой возможности нет, опубликовать в самодельных газетах и журналах. После подготовительного этапа начинается реализация мероприятий проекта.

Во время проведения проекта мы дол­жны быть готовы к тому, что события будут разворачиваться неожиданным образом, и тогда многое будет зависеть от мо­бильности команды, ее готовности изменить сценарий, но удер­жать позиции и основные цели. Боль­шое значение будет иметь, насколько адекватно распределе­ны функции между членами команды. Группа должна заранее договориться о схеме координации во время мероприятия и о способах передачи важной информации лицам, уполномочен­ным принимать решения.

ШАГ седьмой: подводим итоги

Подведение итогов проходит после окон­чания всех мероприятий проекта. На этом этапе проводится ана­лиз проведенных мероприятий. Смысл такого анализа в том, чтобы оценить полученный опыт, разобрать удачные моменты, выяс­нить причины ошибок и неудач, обсудить, каким образом мож­но их избежать в следующий раз. Не меньшее значение при «разборе полетов» имеет поддержка мотивации команды. Независимо от достигнутых результатов, необходимо поблагодарить всех, кто затратил усилия и время, отметить их вклад в общее дело и тем самым заложить фундамент в орга­низацию следующих мероприятий. Тем более, что проблемы не заканчиваются даже после успешного завершения проекта. Добившись нужного результата необходимо взять под контроль его дальнейшее развитие и приложить немало усилий для того, чтобы он был устойчивым.